Составляем ТЗ для копирайтера: сервисы и примеры

техническое задание копирайтеру

Одно из главных правил SEO звучит так: как поставишь задачу, так её и выполнят. Ленишься потратить лишние 15 минут на формулировку задачи? ОК, тогда потратишь часы на то, чтобы исправлять косяки в полученной работе, проклиная людей за то, что они не умеют читать мысли. При этом неважно, с кем ты взаимодействуешь – с программистами, дизайнерами или же ставишь ТЗ копирайтеру. Правило работает всегда.

На самом деле никто не обязан читать твои мысли. Если ты не прописал, чего именно хочешь, тебе могут сдать что угодно, и ты будешь вынужден заплатить за это. Поэтому невнимательность при составлении ТЗ влечет за собой ещё и финансовые убытки. В рамках этой статьи я расскажу, как составить ТЗ копирайтеру, на какие моменты нужно делать акцент, и покажу пример «хорошего» техзадания.

Что нужно для составления технического задания?

Первое и самое важное – ты должен представлять, каким будет результат. Ты здесь архитектор, а твой копирайтер – простой строитель, задача которого – класть кирпичики. Если ты скажешь строителю, что хочешь дом, и прикажешь класть кирпичики – как думаешь, что у него получится? У него получится сарай, а ведь ты хотел трехэтажный коттедж с патио.

Учитывай, что фрилансеры – и особенно копирайтеры – как правило, делают минимально допустимое и стремятся выполнить работу быстрее, а не качественнее.

Это выражается таким графиком (вертикальная ось – часы работы):

зависимость качества контента от времени

То есть копирайтер, согласно нашему графику, потратит 2 часа на то, чтобы написать текст, соответствующий ТЗ – такой и сдаст. На графике это оранжевая отметка. Исполнитель не станет тратить +1,5 часа на то, чтобы сделать хороший текст для людей – скорее, напишет ещё один и получит за свои услуги вдвое больше денег. Задача заказчика сводится к тому, чтобы максимально сблизить пункты «Соответствует ТЗ» и «Хороший текст для людей» – сделать это можно путём составления подробного техзадания. Чем точнее ТЗ для копирайтера, тем дальше вправо двигается оранжевый маркер на нашем графике.

Увы, на деле многие веб-мастера по принятии заказа вынуждены общаться с исполнителями примерно в таком тоне:

Ну и что что есть ТЗ

Второе из того, что нужно при составлении технического задания – семантика. Можно сколько угодно верить в силу LSI-копирайтинга и что «слова-маячки» уже не имеют значения – моя практика доказывает обратное. Подготовь кластер ключевых слов – обязательно с указанием частотности вида «!YW».

что нужно для составления тз

Этого достаточно, чтобы приступить к созданию ТЗ на текст для копирайтера. Есть 2 способа сделать техзадание: написать самостоятельно или сгенерировать через специальный сервис. Мы рассмотрим оба.


Как составить ТЗ копирайтеру самостоятельно?

Эта инструкция – для опытных. Если ты никогда не имел дела с SEO-текстами, едва ли ты знаешь, какой должна быть тошнота текста и какой процент уникальности требовать. И я тебе здесь помочь не смогу, поскольку универсальных значений нет – нужно исходить из тематики, типа текста (информационный, коммерческий). Если у тебя мало опыта, лучше сразу переходи к следующему разделу статьи – про сервисы.

Если же ты чётко понимаешь, чего хочешь, легко справишься. Я лишь укажу пункты, которые техническое задание на написание статьи должно включать, и о чём нужно упомянуть, а ты заполнишь пробелы.

Тип текста

Напиши, для каких целей тебе текст – хочешь ли ты разместить его в блоге или с его помощью ты собираешься продавать что-то. Возможно, тебе нужен пресс-релиз или «коротыш» для рассылки по почте. Можешь также разместить ссылку на свой сайт, чтобы копирайтер посмотрел, какого типа тексты нужны. Пример – мощная штука.

Указывать тип текста нужно ещё и для того, чтобы отсечь лишних претендентов. На биржах контента много копирайтеров, которые пишут только «информационку» и не берутся за рекламу ввиду отсутствия необходимых навыков. Поэтому я обычно выношу указание на тип текста (информационный, рекламный) в заголовок техзадания.

Стиль

Для пресс-релиза, например, подходят деловая речь, лаконичное изложение. В блог лучше писать на языке читателя – то есть в разговорном стиле. Если писать в блог так же сухо, как обычно пишут пресс-релизы, аудитория не проникется – это факт.

Объём

Для определении объёма текста лучше проанализировать статьи из топа – без премудростей, просто пробежаться глазами, замерить количество символов через счетчик Word. Использовать всякие там букмарклеты (например, встроенные в браузер) не рекомендую – они ошибаются по-крупному.

Информационный текст обычно имеет объём от 5 до 10 тыс. символов, продающий – от 2 до 3 тыс. символов.

Ключи

Помни, что на дворе не 2009-й и СЕО уже не то. Напихаешь кучу ключей в текст – точно попадёшь под санкции ПС. Поэтому нужно действовать аккуратнее – так, чтобы поисковик даже не заподозрил, что ты что-то там оптимизируешь.

Возьми 2-3 высокочастотных запроса и переформулируй их так, чтобы можно было вписать без вреда читабельности. Например, запрос «прыщики на лице причины» копирайтер не впишет органично в точном вхождении, поэтому его стоит переделать в «причины прыщиков на лице» или вынести в подзаголовок H2 – как это обычно делаю я.

Низкочастотные запросы стоит разбить на отдельные слова и передать в таком виде копирайтеру, чтобы тоже вписал.

Уникальность

Здесь нужно прописать минимальную планку уникальности текста и – обязательно! – антиплагиат, по которому будет производиться проверка. У антиплагиатов разные алгоритмы, поэтому один может показать 50%, другой – 90%.

Я проверяю по TEXT.RU и требую обычно минимум 90%. Это более-менее универсальный показатель, которого можно достичь с текстом любой тематики.

Структура

Я всегда составляю план статьи, которую хочу получить, и привожу его в ТЗ. Да, я знаю, это геморрой, да, я знаю, ты не хочешь исследовать топ и парсить H2 – но я рекомендую всё же это делать. Собственноручно составив план статьи и передав его копирайтеру, ты серьезно увеличишь шансы получить хороший текст. Для опытного копирайтера, с которым ты работаешь годами, составлять структуре необязательно, для новичка же это must-have.

Требования по стилистике и SEO

В этом блоке ты можешь разместить требования по:

Здесь всё на твоё усмотрение. Не обязательно вносить требования по всем названным параметрам – только по тем, которые ты считаешь самыми важными.

Кстати, про многие из этих параметров я подробно рассказывал в блоге. Переходи по ссылкам выше и читай – я писал, на какие значения нужно ориентироваться.

Оформление (если надо)

Часть обязанностей контент-менеджера можно переложить на копирайтера. У меня копирайтеры, например, сами ищут картинки для статей в блоги. И я считаю, это правильно, потому что писатель априори лучше ориентируется в теме, чем редактор или контент-менеджер. Как, скажем, найти изображение двухмассового маховика в разобранном состоянии, если ты даже ни разу не заглядывал под капот?

Рекомендации (если надо)

В ТЗ ты можешь посоветовать копирайтеру ознакомиться со статьёй, которая приглянулась тебе больше прочих – размести в задании ссылку на эту страницу.

Я веду информационный блок крупного сайта, предлагающий бизнес идеи и бизнес планы. Составляя техническое задание для копирайтера для этого проекта, я почти всегда подбираю интервью реальных бизнесменов и прошу исполнителей ознакомиться с этими материалами – чтобы они смогли глубже погрузиться в тему.

Соберём всё, что мы перечислили, и получим примерную форму ТЗ копирайтеру:

форма тз для копирайтера


ТЗ копирайтеру: пример

Ниже я разместил пример реального технического задания, которое передал копирайтеру. Его можно скачать и использовать как образец для составления собственного техзадания.


Создание ТЗ для копирайтера: сервисы

Если у тебя нет опыта работы в агентстве с текстами, но надо их всё же как-то заказать, рекомендую воспользоваться одним из сервисов генерации техзаданий. Преимущество этого метода в том, что программа сама определяет SEO-параметры, которым должен соответствовать текст. Проще пареной репы: ты подаёшь ключи на вход, запускаешь генератор и уже через 2-3 минуты получаешь документ с заданием, который можно передать копирайтеру.

Сервисы для создания ТЗ обычно платные, но стоят копейки. На сдачу в столовой сможешь заказать добрый десяток техзаданий. Дальше я коротко расскажу о самых популярных генераторах.

Техзадатор

техзадатор

Техзадатор от «Юла Групп» – мой фаворит. Хвалебную песнь ему я пропел в полном обзоре Tehzadator. Если коротко, это простой, даже примитивный онлайн сервис с очень дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом – последнее я особенно ценю. Техзадатор – это ещё и самый дешёвый генератор ТЗ. Сделать задание с помощью этой программы стоит всего 4 рубля. Если вы промониторите аналоги, то убедитесь, что они требуют почти вчетверо больше!

ТЗ Бинет

бинет

Я много работал и с программой Binet – могу сказать, что она оставила совсем иное впечатление, нежели Tehzadator. Я так и не понял, что заставляет оптимизаторов покупать доступ к TZ.Binet за десятки тысяч рублей. Задание, которое формирует Бинет, приходится вычищать столько времени, что проще было бы написать его с нуля. Программа парсит в подзаголовки и слова, задающие тематику, огромное количество шлака, абсолютно не относящегося к теме – например, в перечне рекомендуемых подзаголовков может быть что-то вроде «У нас находят видео».

Просто так начать пользоваться ТЗ Бинет нельзя – обязательно нужно пройти «Марафон» от Романа Пузата. Стоимость составления одного задания – 15 рублей.

Если хотите узнать о программе больше, читайте мой обзор ТЗ Бинет Про. Другого столь же подробного материала о сервисе Binet в интернете нет!

Сервис от PixelPlus

пиксель тулс

Легендарная среди SEO-шников фирма предлагает сервис для составления ТЗ копирайтерам, который я бы поставил по крутизне на второе место. Почему второе? Потому что техническое задание получается не такое подробное, как у того же Техзадатора. Оптимизатору придётся самому определять объём текста, вычислять уникальность, составлять структуру, а значит, и конкурентов анализировать. Даже если вы умеете всё это делать, сомневаюсь, что вам хочется тратить на это время.

Справедливости ради отмечу, что по опыту знаю: генератор ТЗ от «Пиксель Тулс» эффективен! Мои статьи стали приносить куда больше трафика, когда я в своё время перешёл с ТЗ Бинет на эту прогу.

TZ Monster

тз монстр

Боюсь необоснованно обидеть какого-то из поклонников этого сервиса, поэтому честно признаюсь, что «ТЗ Монстр» я пользовался исключительно на уровне ознакомления. Забросил, как только пришёл к выводу, что оно того не стоит. Интерфейс у программы абсолютно никакой, процедура создания ТЗ слишком уж замороченная (приходится заполнять кучу граф). При этом TZ Monster так же дорог, как TZ Binet – смастерить техзадание стоит от 15 рублей.


Типичные ошибки, которые допускают при составлении ТЗ

Здесь, как с гайкой, есть две опасности – «перекрутить» и «недокрутить».

«Перекрутить» – это значит, составить настолько подробное ТЗ, что копирайтеру придётся потратить целый рабочий день, чтобы его выполнить. Особенно часто «перекручивают» заказчики, которые успели познакомиться с текстовыми анализаторами, вроде Just-Magic или Rush Analytics. Такие персонажи просто выгружают отчёт из анализатора и передают копирайтеру – мол, разбирайся сам. Работу эту выполнить сложно даже специально обученному человеку, не говоря уже о фрилансере. Разумеется, такое ТЗ ни один разумный и ценящий своё время копирайтер не возьмёт в работу.

Оптимизировать текст по отчёту анализатора – обязанность не копирайтера, а штатного редактора!

«Недокрутить» – значит, положиться на «авось». Авось, попадётся ответственный исполнитель, авось, сдаст хорошую работу. С тем же успехом можно верить в выигрыш в онлайн-казино. Не полагайся на то, что копирайтер сам знает, как лучше – он не знает! Он и сам хочет, чтобы его задание было чётким и понятным. А не так:

тз в чертогах разума


И в завершении – поучительная история

Важность правильной постановки задачи я осознал, еще когда только начинал осваивать копирайтинг и трудился на ETXT.

Мне достался пакетный заказ на дюжину текстов по теме «Плагиат и антиплагиат». Никакой информации кроме этой в задании не было, и я спустил свою фантазию с поводка – например, одну из статей посвятил плагиату в музыке, рассказав, как ловко группа Radiohead «стырила» мелодию для Creep.

Как выяснилось постфактум, заказчику требовался контент для размещения на сайте, посвящённом текстовым антиплагиатам. Он был жутко недоволен, поскольку из дюжины текстов для его сайта подходили максимум три с половиной. Но заказчику пришлось принять работу и оплатить её – ведь она соответствовала требованиям ТЗ (которых не было). Десяток текстов он буквально швырнул мне в лицо, заявив, что я могу распоряжаться ими, как хочу – поскольку они в электронном формате, их даже в туалете не положишь.

Был ли я виноват в этой ситуации? Безусловно. Каюсь, у меня было мало опыта – более опытный копирайтер обратился бы за уточнением. Но я ничего не потерял, поскольку у заказчика даже для написания отрицательного отзыва не оказалось оснований. Ему же наверняка пришлось немало краснеть за бюджет. Впрочем, я себя чувствовать тоже так себе – загрызла совесть.

когда забыл посмотреть тз

Чему учит эта ситуация? Тому, что от наплевательского отношения к составлению ТЗ страдают все – и заказчик, и исполнитель. Точно опиши, какой ты хочешь текст, перечисли важные SEO-параметры, укажи, какими сервисами нужно проверять – копирайтер этому будет только рад. Если же ты и сам не можешь сформулировать, чего хочешь, положись на генератор ТЗ. Я рекомендую «Техзадатор», а там смотри сам – программ для составления ТЗ немного, но выбор все же есть.


А какие хитрости ты используешь при составлении ТЗ? Пишешь сам и штампуешь через генератор? Поделись с нами своим опытом!

 

No votes yet.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий!

Оставить комментарий