Talk

Что за контаминация и как с ней бороться?

4.2
(36)

Контаминация (от лат. сontaminacio) в лингвистике – это смешение, объединение двух в чем-нибудь сходных форм, слов или выражений.

В быту мы часто сталкиваемся с этим явлением, когда, оговариваясь, соединяем два слова. Часто это происходит и в детской речи, а дети — мастера в образовании новых слов.

Контаминация: примеры в русском языке

Подобные «скрещивания» бывают нескольких видов:

  • в лексике (белток <= белок + желток, шкафоньер <= шкаф + шифоньер).
  • во фразеологии (гроша выеденного не стоит <= яйца выеденного не стоит + ломаного гроша не стоит).
  • в синтаксисе (О вкусах хорошо или никак <= О покойных либо хорошо, либо ничего + О вкусах не спорят).

В художественной литературе контаминация стала средством создания комического. Ею пользовались Чехов, Горький, Набоков для создания выразительных каламбуров.

С помощью контаминации может появиться и войти в язык новое слово или выражение (трагикомедия, поднять тост).


Контаминация — зло копирайтера!

Однако в письменной и устной речи мы обычно встречаемся с явлением контаминации как литературной неряшливости. Происходит это чаще всего от недостаточной начитанности автора, от поверхностного знания русской фразеологии.

В статьях веб-райтеров и копирайтеров можно встретить обороты:

  • уделять роль
  • уделить значение
  • не имеет роли
  • играть значение
  • проходит красной полосой
  • повышение по карьерной лестнице
  • пожать удел
  • улучшить уровень
  • имеет место быть и другие.

Кличко лайк

Переводя с неверного русского на настоящий русский, получаем:

  • уделять внимание
  • играть роль
  • иметь значение
  • проходит красной нитью
  • повышение по службе
  • движение по карьерной лестнице
  • получить в удел
  • пожать плоды
  • улучшить качество
  • повысить уровень
  • имеет место
  • может быть.

Подобные смешения в практике копирайтера, конечно, недопустимы: это речевые ошибки, а ошибки надо искоренять.

Кроме того, создавая продающие тексты (контент для сайтов, печатные материалы компаний, рекламные посты и объявления), специалист популяризирует товар, услугу, компанию. Он информирует клиента, помогает сделать выбор и повышает доверие клиентов к товару или услуге. Нужно делать это грамотно, иначе:

Клиент может получить не информацию, а дезинформацию. Она оттолкнет образованного и грамотного покупателя — а это уже брак в работе копирайтера.

Заключение

Вывод простой: специалист, инструментом которого является язык, должен знать его законы, совершенствовать свою речь, уметь сомневаться в себе, чтобы заставить себя проверить статью по словарям и образовательным сайтам.

Контаминация является следствием недостаточной начитанности. Копирайтеру следует больше читать — и лучше бумажные книги и газеты. Интернет уже наводнен безграмотными статьями и неотредактированными художественными текстами.

Полезен ли был этот пост?

Кликни на звездочку, чтобы оценить его!

Средний рейтинг 4.2 / 5. Итог: 36

Еще никто не проголосовал :((

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *