Интеллектуальная собственность – соблазнительный объект для воровства. Даже через суд реальному автору книги, научной идеи или песни сложно доказать свое авторство. Во всем мире с плагиатом идет активная борьба. В России же она пока находится в зачаточном состоянии, проявляющемся в закрытии торрент-трекеров, которые высокопоставленным чинам почему-то видятся главным источником зла.
«Талантливые люди заимствуют, а гении – воруют!» — так сказал Пикассо, но даже авторство этой фразы в интернете активно приписывают Квентину Тарантино. Заимствование чужих идей длится веками, и едва ли нашему поколению удастся решить проблему. Увы, гораздо полезней не бороться, а учиться воровать так же талантливо, как это делали герои нашей статьи.
Мартин Лютер Кинг
Кинг – действительно великий человек, подаривший темнокожим те же права, что и белым, обладатель Нобелевской премии, но вместе с тем талантливейший плагиатор. Диссертация по теологии Кинга, датированная 1955 годом, на две трети состояла из плагиата. К сожалению, в то время в университетах антиплагиатов не было. Обман вскрылся в 90-х, однако Кинга ученой степени не лишили — из уважения к его личности.
Впрочем, это было лишь начало: 9 лет спустя Кинг выступил на вручении Нобелевской премии с речью, украденной у одного из американских священников, а известная на весь мир речь «У меня есть мечта» оказалась профессиональным рерайтом текста за авторством чикагского политика А. Кэри. Плагиату доктора Кинга посвящена целая статья лауреата Пулитцеровской премии Д. Гэрроу, где он приводит многочисленные примеры кражи текстов у других авторов.
Джеймс Кэмерон
Кэмерона скандалы с плагиатом преследуют на протяжении всей его выдающейся режиссерской карьеры. Оказалось, Терминатор, созданный из жидкого металла – это идея вовсе не Кэмерона, а малоизвестного австралийского писателя и режиссера Уильяма Грина (роман «Минотавр»), который имел неосторожность передать Кэмерону неоконченный сценарий для оценки.
Еще больше спекуляций на тему плагиата было после выхода на большие экраны фильма «Аватар» в 2009 году. Бывший сотрудник Lightstorm Entertainment Эрик Райдер утверждал, что идея принадлежит ему. За десять лет до выхода фильма Райдер написал сценарий, который предложил Кэмерону. Сценарий был отвергнут, и Райдер гонорар не получил. Каково же было удивление Райдера, когда фильм, снятый по его сценарию (как он считает), собрал кассу почти в 3 млрд. долларов? Недовольство Райдера воплотилось в судебном иске.
Джек Лондон
Лондон – самый высокооплачиваемый писатель своего времени — оставил после себя солидное литературное наследие — несмотря на то, что в возрасте, когда писатели считаются начинающими, уже умер. Лондон совершенно не скрывал, что использовал рерайт – он называл это «переработкой сырых идей» и был твердо убежден, что в этом нет ничего предосудительного. Известный роман «Зов предков» был позаимствован у собирателя индийского эпоса Эгертона Янга – Лондон лично написал письмо Янгу, в котором поблагодарил за отменную идею.
В 1901 году два почти одинаковых рассказа («Лунный облик» Лондона и «Прохождение Косящего глаза» Фрэнка Норриса) появились в одном и том же журнале с разницей в месяц. Лондон объяснил казус тем, что истории базируются на одном случае, но в целом ничего общего между собой не имеют.
Герберт Уэллс
Герберта Уэллса можно назвать «лицом научной фантастики» и вместе с тем крайне плодовитым писателем. Книги выходили из-под пера Уэллса словно с конвейера и, очевидно, не все они строились исключительно на оригинальных идеях фантаста. Конечно, к трудам, по которым прежде всего известен Уэллс, не придраться – это «Война миров», «Человек-невидимка».
После того как Уэллс добился популярности в писательской среде, он решил изменить сферу деятельности и занялся историей. Труд «Краткий курс истории», изданный Уэллсом, был весьма поверхностным рерайтом рукописи писательницы Флоренс Дикс. Исторический труд принес писателю больше денег, чем любой из его фантастических романов, а госпожа Дикс затаила обиду, которая вылилась в судебный иск. Суд оказался на стороне Уэллса даже несмотря на то, что плагиат был очевиден – все решили большие деньги.
«Темная часть» карьеры Уэллса, когда он занимался историей (читай – плагиатом), быстро оказалась забытой, а вот по оригинальным романам писателя по сей день продолжают снимать фильмы.
Дина Гарипова
Дина Гарипова победила в шоу «Голос» и представляла Россию в 2013 году на «Евровидении». Тот конкурс был одним из самых скандальных для России. Стрелы полетели в адрес Гариповой сразу после того, как она представила песню – отечественная блогосфера раскритиковала певицу не только за то, что она исполняет песню шведских авторов, но и за то, что композиция под названием «What if» является компиляцией песен таких малоизвестных исполнителей, как Гося Анджеевич и группа «Hear’say». Уже после конкурса по всей Европе стали находить сходство «What if» с хитами Селин Дион и Уитни Хьюстон.
Несмотря на обвинения, Гарипова выступила достойно и заняла 5-е место (потом пропала со сцены), а победительница – датская исполнительница Эмили Де Форест – получила еще большую порцию критики за то, что украла не только песню, но и вообще весь номер.
Все описанные случаи подтверждают: порой даже гении вынуждены промышлять воровством, что отнюдь не отменяет их гениальности. Одной отличной идеи бывает мало – нужно знать, как подать эту идею. Ведь иначе даже превосходный роман или сценарий канет в Лету.