Контаминация (от лат. сontaminacio) в лингвистике – это смешение, объединение двух в чем-нибудь сходных форм, слов или выражений.
В быту мы часто сталкиваемся с этим явлением, когда, оговариваясь, соединяем два слова. Часто это происходит и в детской речи, а дети — мастера в образовании новых слов.
Контаминация: примеры в русском языке
Подобные «скрещивания» бывают нескольких видов:
- в лексике (белток <= белок + желток, шкафоньер <= шкаф + шифоньер).
- во фразеологии (гроша выеденного не стоит <= яйца выеденного не стоит + ломаного гроша не стоит).
- в синтаксисе (О вкусах хорошо или никак <= О покойных либо хорошо, либо ничего + О вкусах не спорят).
В художественной литературе контаминация стала средством создания комического. Ею пользовались Чехов, Горький, Набоков для создания выразительных каламбуров.
С помощью контаминации может появиться и войти в язык новое слово или выражение (трагикомедия, поднять тост).
Контаминация — зло копирайтера!
Однако в письменной и устной речи мы обычно встречаемся с явлением контаминации как литературной неряшливости. Происходит это чаще всего от недостаточной начитанности автора, от поверхностного знания русской фразеологии.
В статьях веб-райтеров и копирайтеров можно встретить обороты:
- уделять роль
- уделить значение
- не имеет роли
- играть значение
- проходит красной полосой
- повышение по карьерной лестнице
- пожать удел
- улучшить уровень
- имеет место быть и другие.
Переводя с неверного русского на настоящий русский, получаем:
- уделять внимание
- играть роль
- иметь значение
- проходит красной нитью
- повышение по службе
- движение по карьерной лестнице
- получить в удел
- пожать плоды
- улучшить качество
- повысить уровень
- имеет место
- может быть.
Подобные смешения в практике копирайтера, конечно, недопустимы: это речевые ошибки, а ошибки надо искоренять.
Кроме того, создавая продающие тексты (контент для сайтов, печатные материалы компаний, рекламные посты и объявления), специалист популяризирует товар, услугу, компанию. Он информирует клиента, помогает сделать выбор и повышает доверие клиентов к товару или услуге. Нужно делать это грамотно, иначе:
Клиент может получить не информацию, а дезинформацию. Она оттолкнет образованного и грамотного покупателя — а это уже брак в работе копирайтера.Заключение
Вывод простой: специалист, инструментом которого является язык, должен знать его законы, совершенствовать свою речь, уметь сомневаться в себе, чтобы заставить себя проверить статью по словарям и образовательным сайтам.
Контаминация является следствием недостаточной начитанности. Копирайтеру следует больше читать — и лучше бумажные книги и газеты. Интернет уже наводнен безграмотными статьями и неотредактированными художественными текстами.