Копирайтинг: как избежать обмана?

Как избежать обмана в копирайтинге?

Вашему покорному слуге крупно повезло – он ни разу не становился жертвой заказчика-мошенника. Однако это отнюдь не значит, что мошенничество в копирайтинге совершенно исключено.

Мошенники есть в любой сфере деятельности – больше всего их, конечно, в сфере розничных продаж и среди адвокатов. Обман в копирайтинге не так распространён, ведь аферист в результате успешного завершения дела получает не деньги, а буквы, сложенные в текст – актив невысокой ликвидности. Заказчиками копирайта, как правило, выступают представители веб-агентств, которые ни в коем случае не будут ставить под сомнение репутации своих работодателей. Вот от кого стоит ожидать подвоха, так это от частных сайтовладельцев, ведущих персональные блоги.Схемы, которые используют мошенники, нехитры – опытные копирайтеры не наступят на эти «грабли». Жертвами мошенников чаще всего становятся новички, не знающие аспектов сотрудничества с заказчиками контента.

Обман на биржах копирайтинга: возможен ли?

Я уточню сразу: обман на биржах копирайтинга исключён. Я уже писал об этом в статье «Копирайтинг – самый безопасный способ зарабатывать в интернете?», поэтому ещё раз подробно рассказывать, почему на биржах нет обмана, не буду.

Копирайтеру важно знать, что на любой бирже есть Арбитраж. Это аналог судебного органа, основной задачей которого является решение споров между заказчиком и исполнителем работы (то бишь писателем).

Если заказчик отказывается принимать работу или упорно отправляет на доработку текст, который в исправлениях (по мнению исполнителя) не нуждается, копирайтер может написать в Арбитраж. Непредвзятые «судьи» проверят материал на предмет соответствия требованиям технического задания – если статья действительно хороша, они переведут исполнителю деньги помимо воли самого заказчика.

На мошенничество попадаются те писатели, которые не знают о возможности защищать свои права – то есть не имеющие понятия о существования Арбитража. Заказчик для них – Царь и Бог; захочет – переведёт деньги, не захочет – не переведёт. Любому исполнителю нужно «вытравлять» в себе такой рабский образ мышления, потому что интернет – это зона равноправия.

В интернете нет руководителей и подчинённых, заказчик и исполнитель – партнёры.

Партнёры – но не друзья. Даже если исполнитель и веб-мастер сотрудничают долго и плодотворно, это не значит, что им не придётся однажды решать конфликт посредством Арбитража. Увы, чаще отношения между партнёрами «охладевают» из-за безалаберности исполнителя, который наглеет и начинает халатно относиться к требованиям ТЗ

Ленивец и так сойдет

Впрочем, вернёмся к нашим «баранам» – хитрым мошенникам, крадущим мысли бедных писателей. К каким же схемам чаще всего они прибегают на биржах?

Выполните бесплатное тестовое задание!

Это самый распространённый метод мошенничества. Заказчик обещает исполнителю баснословные деньги за сотрудничество, но прежде просит написать пробный бесплатный текст – якобы чтобы понять, каков уровень писательского мастерства у копирайтера. Копирайтер пишет, отправляет – ждёт результата рассмотрения, а его всё нет. Медленно к нему приходит осознание, что его надурили. Как итог: копирайтер совершенно бесплатно подарил статью первоклассного качества. Почему именно первоклассного? Вспомните себя, когда проходили собеседование на желанную работу – ведь вы желали показать себя во всей красе, не правда ли? Так и копирайтер, выполняя тест, стремится выдать лучшее из того, что умеет.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Если заказчик требует бесплатный текст объёмом в 5-6 килознаков, однозначно нужно отказываться – цените своё время. Для оценки стилистики заказчику хватит и 1-1,5 килознаков – такую работу можно выполнить, ведь много времени она не отнимет.

Статья – полная K@#0%!

Ещё один «азбучный» метод мошенничества! Исполнитель отправляет статью, ждёт, когда заказчик проверит и переведёт деньги, получает удовольствие от осознания качественно выполненной работы – пока ему в личку не приходит сообщение в духе «Ведь вы не рассчитываете, что мы будем платить за такую галиматью?». Челюсть копирайтера отвисает, на глазах набухают слёзы. Он просит возможности доработать, но получает суровый ответ: «Статья – полное K@#0%! Здесь уже ничего не поделаешь! Раньше надо было стараться!».

Мультяшки начальник ругается

Подобная атака на психику исполнителя более эффективна, чем кажется. Копирайтеры в большинстве своём – люди творческие, а потому критику воспринимают очень болезненно. Резкая критика и вовсе может привести к тому, что писатель плюнет на свой интернет-заработок и пойдёт на завод. Чего же добивают мошенники, использующие такую стратегию? Здесь есть три варианта:

  • Исполнитель сам отказывается от сотрудничества, отправляет якобы отвратительный текст в «Корзину» и впадает в творческий кризис. Заказчики же пользуются плодами его трудов совершенно бесплатно.
  • Исполнитель соглашается на значительно более низкую оплату труда – лишь бы не считать время, затраченное на создание контента, израсходованным зря.
  • Исполнитель после долгих уговоров получает разрешение на доработку – только заказчик требует исправить текст так, чтобы от первоначальной галиматьи ничего не осталось. Как итог: у мошенника два оригинальных текста по цене одного!

ЧТО ДЕЛАТЬ? Если заказчик утверждает, что вы сдали чушь, но при этом не указывает на конкретные ошибки, даже не думайте выпрашивать доработку – сразу пишите в Арбитраж! Доверяйте своему внутреннему голосу – если вам кажется, что текст хорош, скорее всего, это правда.

Обман при прямом сотрудничестве – неизбежен?

Прямым сотрудничеством я называют сотрудничество между исполнителем и заказчиком без посредничества биржи. Прямое сотрудничество чаще всего инициируют именно веб-мастера, желая сэкономить на комиссиях, которые на многих биржах сейчас, откровенно говоря, обдирательские (доходит и до 30%).

Отказ от посредничества биржи сродни отказу от контрацептивов: сотрудничество более динамичное и приятное для обеих сторон, вот только риски возрастают многократно.

Уточню один момент: я никогда не отказывался, если исполнитель предлагал мне уйти с биржи. Более того, всем трём заказчикам (агентствам), с которыми я сотрудничаю сейчас на постоянной основе, я сам предложил прямое сотрудничество. Почему? Потому что меня не устраивает платить по 20% от стоимости заказа в пользу бирж. Проведя нехитрые расчёты, я определил, что 20% годового дохода я получаю за 2,5 месяца работы. Отказываясь от прямого сотрудничества, я фактически соглашаюсь работать 2,5 месяца в году бесплатно! После таких расчётов мои глаза полезли на лоб, и я решил, что рисковать – это вполне себе благородно.

Схема обмана при прямом сотрудничестве очевидна: заказчик получает текст и уходит «по-английски» – не пишет, не отвечает, довольствуется халявой.

Заказчик-мошенник

Что ж, и ладно! Пусть подавится! Лучше написать один текст впустую, чем годами отдавать впустую по 20%. Предупреждаю вас только о следующем: не соглашайтесь на помесячную оплату! Среди моих заказчиков есть один замечательный человек, который платит мне помесячно (как видите, я рисковый парень), однако с ним я работаю уже больше года. На такую схему оплаты я согласился после того, как на заре сотрудничества этот заказчик заплатил мне за месяц работы вперёд. Доверие оплачивается доверием. Если на помесячном переводе денег настаивает заказчик, с которым вы знакомы «без году неделя», лучше предложите ему альтернативное решение. В случае обмана месяц бесплатной работы точно выбьет вас «из колеи».

Тематические порталы советуют копирайтерам требовать предоплату. Совет этот, если честно, так себе: если стены вашего luxury-кабинета не ломятся от веса дипломов и грамот, если за вашими плечами нет книг, выпущенных издательством «МИФ», над вашим требованием просто посмеются. Копирайтер, требующий предоплату, испортит себе репутацию (его сочтут наглым) и в довесок упустит потенциально выгодный заказ.

Для копирайтера исключительно важно проявлять гибкость в общении с заказчиком. Что и как пишет заказчик, какой ник и адрес электронной почты он себе выбрал – на всё это стоит обращать внимание. Способам вычисления потенциального мошенника можно посвятить отдельный материал – и он, безусловно, на моём портале появится. В рамках вывода к этой статье я призываю вас идти при сотрудничестве на разумный риск – и да будет вам шампанское!

No votes yet.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий!

Оставить комментарий