Урок №1. Копирайтинг: с чего начать новичку?

Печатная машинка с буквами

Итак, вы твёрдо решили взяться за освоение искусства копирайтинга и уверены, что это ремесло вам покорится!

Однако, как известно, самый первый шаг – он и самый сложный. Для того, чтобы не оступиться ещё в начале пути, вам следует познакомиться с некоторыми терминами и понятиями, которые будут преследовать вас на протяжении всей вашей карьеры в копирайтинге.

Я подробно расскажу о том, как стать копирайтером.

Единицы измерения в копирайтинге: сколько вешать?

Эффективность работы консультанта сотового салона определяется количеством телефонов, которые он продал. Выработка заводского работяги определяется числом деталей, созданных им за смену. В каких же единицах измеряется эффективность работы копирайтера? Этот вопрос ставит в тупик многих начинающих – они просто не могут соотнести время, которое потратят на работу, с обещанной заказчиком суммой.

В копирайтинге бал правит Его Величество Килознак!

Килознак – это 1000 символов. Заказчики могут указывать в ТЗ желаемый объём текста в килознаках или в знаках. Вот пример с одной небезызвестной биржи:

Количество знаков (килознак)

Под цифрой 1 указано, сколько символов должно быть в тексте, который необходимо написать – 12000 знаков или 12 килознаков. Копирайтеру вовсе не нужно ориентироваться на точное число: он может сдать, скажем, 11900 символов или 12100 – ни в одном из случаев его не будут бить линейкой по рукам.

Заставить копирайтера уложиться в точное количество символов так же абсурдно, как и заставить художника написать картину точным количеством мазков.

Всё это, впрочем, не значит, что копирайтер может сдать текст в половину заказанного объёма, пафосно отбросив шарф со словами «Я художник, я так вижу!». Обычно устанавливается своеобразная «буферная зона» в 10% от количества символов, указанного в ТЗ. То есть копирайтер может сдать вместо условных 12 килознаков 10,8 – если писать больше совершенно не о чем, так как тема исчерпала себя. Заказчики к таким ситуациям относятся с пониманием – ведь добивают текст исполнители обычно вовсе не полезной информацией, а «водой». 10,8 килознаков без «воды» куда полезнее и приятнее для читателя, чем 12 килознаков с водой – любой адекватный заказчик гонится вовсе не за объёмом, а за смыслом.

Том Йорк в аквариуме

Объём текста может измеряться в килознаках без пробелов и с пробелами. В 90% случаев используется первый вариант – хотя бы потому, что проверить целый текстовый документ на наличие лишних пробелов ох как непросто! На моей памяти только одна биржа копирайтинга придерживается схемы с измерением в килознаках с пробелами – это TurboText (весьма достойная, кстати говоря, биржа – о её преимуществах поговорим в следующих уроках). Пример ТЗ с TurboText:

Количество знаков на Turbo Text

Популярным является вопрос, сколько килознаков в день должен сдавать копирайтер. Единственно верного ответа на этот вопрос нет и быть не может: здесь всё зависит от работоспособности копирайтера, от степени его утомляемости, от того, насколько внимательно он подходит к написанию текстов, а также от вида работ (об этом попозже).

Оказывая услуги копирайтинга, я строго придерживаюсь лимита в 10 килознаков в день!

Я могу написать меньше, если возникнут какие-то неотложные дела, но не больше. Я совершенно точно уверен, что по достижении отметки в 10 килознаков падают и моя продуктивность, и качество моих текстов. Поэтому переработка в копирайтинге – это не только наплевательское отношение к своему здоровью, но и неуважение к заказчикам! Вот вам картинка в тему:

Упоротый лис копирайтер мем

Проверить количество символов в тексте можно с помощью счётчика Word. В нижней части страницы есть небольшая вкладка «Число слов: …» – нужно кликнуть на неё.

Счетчик Word

Появится диалоговое окно «Статистика», в котором указано, сколько знаков с пробелами и без пробелов в тексте.

Число знаков с пробелами и без пробелов

Более эффективного и простого способа проверки пока не придумали, да и зачем это нужно?


Виды работ: какие бывают?

Ещё одна вещь, которой вам обязательно нужно научиться прежде всего – отличать копирайтинг от рерайтинга. Вернёмся к нашей небезызвестной бирже:

Виды работ в копирайтинге

Заметьте, что заказчик прописал в техническом задании, что ему нужен именно копирайт. Вместо категории «Копирайтинг» могут быть выбраны и другие: «Рерайтинг», «SEO-копирайтинг» и в более редких случаях – «Копирайтинг с размещением в сети». Чем отличаются все эти виды работ друг от друга? Разберёмся с понятиями:

Рерайтинг

Рерайтинг считается самой простой работой. Фактически это изложение – если с изложениями в школе вы всегда справлялись на «отлично», будьте уверены, что рерайтинг вам быстро покорится. От писателя требуется прочесть текст и переписать его своими словами (подглядывать можно). Статья, которую требуется переработать, называется исходником. Исходник можно получить от заказчика или отыскать самостоятельно в интернете – этот момент регулируется тем, кто платит деньги. Рерайтинг считается работой для новичков – чтобы «набить руку», как выражаются заказчики. Платят за рерайт, увы, мало, но на первых порах стоит задумываться не о золотых горах, а о получении опыта.

Рерайтинг схема

Копирайтинг

Копирайтинг – более дорогой вид «писательской» работы. Полагается, что это и более сложный вид, однако здесь «бабка надвое сказала». К примеру, я сейчас пишу эту статью (фактически создаю копирайт) и не испытываю особых трудностей – потому что делаю это на основе своего опыта. Работа по копирайтингу на опыте проще даже рерайтинга – так как писателю вообще не нужно изучать источники в интернете: зачем ему, скажем, читать рецепты по изготовлению бисквитного теста, если он сам готовит его каждый день?

Традиционный копирайтинг текстов – занятие действительно непростое: чтобы с успехом выполнять такую работу, нужно иметь навыки синтетического мышления.

Прежде чем писать, копирайтеру следует изучить несколько источников информации (я всегда настаиваю, чтобы их было минимум 5), синтезировать полученные знания в голове, отбросить лишнее. Такое создание контента предполагает, что на выходе должен получиться уникальный текст, не похожий ни на один из тех, которые копирайтер читал.

Копирайтинг схема

Будьте уверены, эту работу оценят и хорошо за неё заплатят. Вот только времени на создание качественного копирайта приходится тратить массу.

SEO-копирайтинг

SEO-копирайтинг – работа уровня «hard» для продвинутых писателей. SEO-копирайт, в отличие от простого копирайта, SEO-оптимизирован (вот уж неожиданно, правда?). Если в числе требований к копирайтингу содержатся только грамотность, наличие структуры и смысла, минимум воды, то от SEO-копирайта ждут большего: оптимизированный текст должен включать в себя ключевые слова, соответствовать запросам заказчика по таким параметрам, как «тошнота» и «водность». СЕО-копирайтингсамая дорогая работа; оно и понятно, ведь заказчики, значительная часть которых является штатными SEO-специалистами, фактически перекладывают частично свои обязанности на исполнителей.

СЕО-копирайтинг схема

Ещё один вид работ – копирайтинг с размещением в сети. От исполнителя такой работы требуется написать текст, зарегистрироваться на некотором портале (на каком – скажем заказчик) и самостоятельно выложить статью там.

О том, чем отличается рерайтинг от копирайтинга, а копирайтинг – от SEO, я рассказываю в этом видео:

Вот такой теоретический минимум вам нужно усвоить, прежде чем приступать к поиску заказов на биржах. Если вы всё внимательно прочли, добро пожаловать на урок №2 «Как выбрать биржу копирайтинга»!


Остались ли у вас какие-то вопросы? Если вам что-то оказалось не понятно, не молчите – немедленно пишите в комментарии! Буду рад ответить каждому!

No votes yet.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий!

2 комментария к записи

  1. Благодарю, Павел. Ваша оценка очень важна для меня.

    No votes yet.
    Please wait...
  2. Павел Ямб:

    Много нужной и важной информации как для начинающего копирайтера. Заработок в интернете- это отличная возможность управлять своими доходами. Приму в работу все ваши комментарии. Спасибо за полезную статью.

    Rating: 2.0/5. From 1 vote.
    Please wait...

Оставить комментарий