Иногда бывает просто интересно, на что надеются люди, которые с рейтингом -1000 подают заявки на заказы стоимостью 100 руб / кз. Из них особенно нравятся мне те копирайтеры, что в сопроводительных письмах призывают не обращать внимания на отрицательный рейтинг — вроде как пал жертвой форс-мажора, а так я прилежный и вообще большая умница. На таких «перцев» мне пришлось насмотреться, так как по долгу работы часто заказываю тексты на ETXT.
Хочется просто, чтобы эти ребята поняли: заказчик — не дурак. Если он видит в профиле, что копирайтер работает по ставке 20 руб / кз и даже при этом нахватал негатива в отзывах — ни за что не одобрит. В этой статье я попробую рассказать подробнее, какой логикой руководствуются заказчики (и, в частности, я), выбирая исполнителя, и как найти копирайтера. Прочесть будет полезно и начинающим заказчикам — чтобы по ошибке не доверить важный заказ по наполнению сайта «косноязычному».
Оглавление
Как найти хорошего копирайтера на бирже ЕТХТ
О добросовестности копирайтера можно судить, исходя из информации в заявке. Важно быстро оценить всё, что я перечислю ниже.
Рейтинг
Отрицательный или нулевой — сразу мимо.
Маленький (в пределах 500) — можно дать дешевый заказ, стоимостью до 40 руб / кз.
Слишком большой — то есть от 50 000 — это очень подозрительно. Под такими аккаунтами, как правило, сидят либо перекупы, либо «шарашкины конторы» с кучей исполнителей. Хоть рейтинг и высок, качество работы может быть отвратительным, поскольку эти «исполнители» не дорожат репутацией.
Отзывы
Никто не смотрит на положительные отзывы копирайтера. Заказчики, как правило, просматривают отрицательные — благо, на Etxt есть функционал, позволяющий вывести только их. Один-два негативных отзыва — ещё терпимо, можно поверить во внезапно отключенное электричество. Больше — уже система.
Важно не только количество, но и содержание. Если на исполнителя жалуются за «просрочку», ничего страшного — вправду, со всяким бывает. Если жалоба на качество текста, я обычно заказ не даю.
Другие заявки / количество заказов в работе
Видишь, что в графе «Другие заявки» стоит двузначное число? Как пить дать — ты имеешь дело с «отчаянной домохозяйкой». Человеку, в принципе, всё равно, о чём писать – лишь бы хоть кто-то дал ему работу.
Почему это плохо? Просто у подобного «отчаяния» есть свои причины: копирайтер, который хорошо пишет, так себя не ведёт – у него масса заданий от постоянных заказчиков. Заявки на все заказы подряд подают исполнители, которые либо успели крупно облажаться (залезть в «минуса», нахватать негативных отзывов) и хотят реабилитироваться, либо рассчитывают при небольшом рейтинге и скромном опыте взять дорогое задание. Кроме того, под аккаунтом может сидеть «шарашкина контора», которая пытается «приватизировать» все самые «сочные» заказы. Как пример c ETXT могу привести аккаунт fantazzzisto87, который «затычка в любой дырке». О минусам сотрудничества с подобными нелегальными формированиями я уже писал.
Количество заказов в работе – не такой важный критерий, но на него тоже лучше посматривать. Если копирайтер завален работой, выполнить твое задание вовремя он может просто не успеть – хотя здесь зависит от того, насколько умело исполнитель управляет своим временем.
Тест на грамотность
Я сам прошёл тест на грамотность со 100%-ным результатом не с первого раза – пострадал из-за технической ошибки на стороне сайта ETXT. Но я был одной из «первых ласточек».
Сейчас технических сбоев, как я могу судить из отзывов, не случается. Поэтому, если в профиле копирайтера значится результат теста на грамотность 70%, это тревожный звоночек. По опыту скажу, что ни один из случаев моего сотрудничества с такими «персонажами» не приводил к положительным последствиям. Чаще всего приходилось смотреть на то, что прислали, с единственной мыслью:
Ну и упрашивать модераторов снять исполнителя. К счастью, на сайте ETXT за неграмотные тексты почти всегда деньги возвращают.
Сопроводительное письмо
Мало что унижает заказчика так же сильно, как шаблонное сопроводительное письмо копирайтера, приложенное к заявке. Лучше уж ничего не писать. Замечательным примером меня порадовала Карина Бражник в материале на сайте fishki.net.
— И что же, мне теперь каждому писать отдельное письмо? – может спросить копирайтер, сурово насупившись.
Да, каждому нужно писать отдельно, потому что шаблон – это неуважение и проявление лени. Заказчик, значит, должен потратить своё время на то, чтобы сопроводительное письмо прочитать, а исполнитель своё время бережёт. Что это говорит об исполнителе? Что он ставит себя выше своего потенциального работодателя. А ещё что могут возникнуть проблемы с тем, чтобы найти нашего копирайтера, если потребуется текст доработать.
Средняя цена работы копирайтера
Это критерий скорее вспомогательный, чем основной. На среднюю цену я смотрю не тогда, когда копирайтер подаёт заявку на заказ, а если пишет в личку с просьбой дать работу. Между строк читается: устал работать за гроши, но приличные деньги никто платить не хочет.
Если человек утверждает, что 8 лет уже в копирайтинге, но у него в профиле значится, что он трудится по 30 рублей за килознак, чем-то это попахивает, не находите? Это наверняка либо нехороший человек, который нагло врёт заказчику в глаза, либо абсолютно бездарный графоман, которому 8 лет не хватило, чтобы прокачал свой левел до сколь-нибудь приличного уровня.
Разбираем реальную заявку копирайтера на Етекст
Приступим к этапу «препарирования». Разберем процесс выбора исполнителя на примере 2 заявок, которые пришли мне по одному заданию. Изображение кликабельно – можно увеличить:
Задавать вопрос, какую заявку выбрали бы вы, я даже не буду – по-моему, все очевидно. Второй вариант я отбросил сразу — на 2-х основаниях:
- Рейтинг слишком низкий. Человек явно начал работать на сайте недавно, поэтому данных, необходимых, чтобы получить представление о его уровне, недостаточно. Давать заказ такому исполнителю – большой риск.
- Копирайтер невнимательно прочитал ТЗ – это ясно из его сопроводительного письма. По ТЗ требовался текст на произвольную тему, но в рамках тематики «копирайтинг» — и тему нужно было указать в заявке. Претендент этого не сделал.
Хитрый, но распространённый приём заказчиков: ставить в конце ТЗ пометку в духе «если ознакомились с заданием, напишите в заявке к нему слова «…». Верите или нет, 45-50% заявок все равно приходят пустыми и, разумеется, немедленно отправляются «в мусорную корзину».
Первый вариант из моего примера интереснее. Попробуем разобрать его по пунктам:
- Рейтинг – чуть больше 1000 (1). Достаточный. Копирайтер хоть и имеет хороший опыт, еще молодой – значит, наверняка проявит рвение.
- Отзывы – 2 негативных (2). Это многовато. Я ознакомился с их содержанием и понял, что копирайтера ругают за статьи, проданные в магазине, а не за написанные под заказ для сайтов. Кроме того, последнему негативному отзыву больше 2 лет.
- Других заявок нет, есть 2 заказа в работе (3). Это нормальная загрузка, нет признаков «отчаяния».
- Тест на грамотность не пройден.
- Сопроводительное письмо не шаблонное и вполне адекватное (4).
Если отталкиваться от статистики на сайте-бирже, исполнитель отлично подходит для задания. Одобряю!
Заключение
Заказчикам я рекомендую придирчиво относиться к заявкам копирайтеров и стараться читать эти заявки «между строк». Иногда статистика на сайте может быть более красноречивой и информативной, чем сопроводительное письмо. Из статистики можно понять, о чём думал копирайтер, откликаясь на заказ. Это не так сложно, если сам работал копирайтером – основные мотивы у всех одни и те же.
Рейтинг менее 1000, а заказ дорогой | «Вряд ли одобрит, конечно, но вдруг олень попался. На всякий случай напишу, что у меня 100500 лет опыта в копирайтинге» |
Больше 2 отрицательных отзывов | «Да кто их читает? Всё равно положительных больше, негатив среди «меда» потеряется!» |
30 поданных заявок на задания | «В какую-нибудь лунку да попадёт! Лишь бы платили хорошо, а с заданием уж как-то разберусь!» |
Тест на грамотность 70% | «Главное же – текст интересный, а над филологией пусть филологи и корпеют! А если спросят, почему так мало, скажу, что второпях проходил» |
Увы, гарантий того, что вам удастся найти копирайтера для наполнения сайта, нет. Однако, следуя моим рекомендациям, вы по крайней мере снизите риск наткнуться на «лопушка». Это важно, потому что, то и дело отдавая тексты на доработку, ты рискуешь не завершить проект вообще никогда. Вот тебе финальное напутствие:
Поделись своими техниками, как быстро найти толкового райтера! Наверняка ты хочешь что-то добавить к тому, что я написал!
Написание текстов для Instagram — это дело не для копирайтеров с бирж, думаю. Это такая работа, которую лучше поручить специально обученным людям.
Прежде чем нанять копирайтера для Инстаграма, попросите его портфолио, примеры самых вирусных публикаций, уточните, какие услуги или товары он продвигал.