Влияет ли SSL на позиции сайта?

Защищённое соединение

Проще найти философский камень, чем двух SEO-шников, которые придерживались бы одинакового мнения по поводу SSL-сертификата и его влияния на продвижение. Первый определяет переход на HTTPS как приоритетную задачу в рамках работы над сайтом, второй считает, что «овчинка не стоит выделки». Есть и другие – эти не «ждут чудес» в виде стремительного роста позиций, а потому откладывают внедрение защищённого сертификата на бесконечное «потом».

В статье я разложу имеющуюся информацию «по полочкам» и расскажу, какого мнения сам придерживаюсь по поводу SSL в SEO.

Сертификат SSL: зачем нужен и как работает?

Обычно скрытная Google в 2014 году вдруг во всеуслышание объявила, что HTTPS – это сигнал ранжирования. До этого не было ни одной «фишки», по поводу которой Гугл выражался бы так же однозначно.

HTTPS – расширение, обеспечивающее безопасное соединение браузера с сервером. Принцип работы предполагает применение шифрования «end-to-end». Для чего это? На пальцах: если вы вбиваете в поисковую строку «мазь от геморроя», теоретически об этом может узнать кто угодно – начиная от ФСБ-шников и заканчивая вашей второй половиной. Шифрование предупреждает утечку информации. Только ваш личный компьютер и сервер будут знать о вашем «грязном» секрете. SSL – соответственно, сертификат, обеспечивающий безопасный обмен данными.

«Яндекс» от того, что наличие SSL-сертификата может повлиять на выдачу, сразу открестился.

В декабре 2015 года Гугл начал индексировать HTTPS-страницы. SEO-шники отмечали временное ухудшение позиций сайтов, а также падение ТИЦ. Впрочем, показатели полностью восстанавливались за 2-3 месяца – и продолжали расти дальше. Первый значительный скачок доли сайтов с SSL в ТОП-10 Google был зафиксирован в 2016 году. Тогда доля достигла 40%. На октябрь 2017-го она составляла почти 70%. Вот только непонятно, следствием чего является увеличение доли – того, что HTTPS-сайты легче заходят в ТОП, или же того, что их количество попросту выросло.

В Google Chrome сайт на HTTP помечается как незащищённый (Not Secure). Сам url прописывается в адресной строке красным.

Хром Незащищённое соединение


Влияет ли HTTPS на позиции сайта в Google?

Вряд ли Google будет врать, что HTTPS – это сигнал ранжирования. Требование внедрить SSL-сертификаты появилось не на пустом месте – это реакция на откровения Эдварда Сноудена. Но СЕО-специалистам нужно помнить, что фактор HTTPS довольно незначительный. Если у вас на сайте есть SSL-сертификат, но при этом сам сайт наполнен контентом «на троечку», выбиться в ТОП не получится.

google + ssl

Хоть прямое влияние на ранг сайта и минимально, HTTPS влияет на прочие факторы – и это уже куда более важно:

  • Время загрузки сайта. Джон Мюллер из Google отметил следующее: протокол HTTP/2 почти наверняка ускорит сайт, если на нём есть SSL-сертификат. А ведь время загрузки – важнейший фактор ранжирования как для Гугл, так и для Яндекс.
  • Поведенческие факторы. Красный треугольник с восклицательным знаком в адресной строке может напугать кого угодно. Кстати, браузер Mozilla Firefox придерживается примерно такого же подхода, как Chrome.
Я провёл простой тест. Забил запрос «петрушка» в поисковую строку Google и посчитал, сколько сайтов с SSL-сертификатами в ТОП-10. Как оказалось, 9. Доля выглядит более чем впечатляющей – 90%!

Влияние SSL на позиции сайта в Яндекс

В «Яндекс» сколько угодно могут говорить, что HTTPS ни на что не влияет, но куда красноречивее вот какой факт: сервисы самого «Яндекса» тоже на HTTPS! Это касается, например, и «Яндекс.Почты», и «Метрики», и «Яндекс.Такси».

В Yandex уточняют: SSL-сертификат можно не использовать на блогах-«информационниках», но на страницах, которые собирают персональные данные пользователей он всё-таки нужен. Установка защищённого соединения положительно скажется на коммерческом Rank портала.

На вопрос, влияет ли SSL на SEO в «Яндексе», ответит замечательный график с портала tools.pixelplus.ru:

Яндекс Https

За последний год доля «защищённых» сайтов в ТОП-10 «Яндекс» выросла с 33.95% до 59.35% – то есть почти вдвое.

Проведём тот же тест с «петрушкой». Вбиваем ключ в поисковую строку и считаем, сколько в десятке сайтов с SSL. Как оказалось, всего 5 – значит, доля составляет 50%. Выдача по сравнению с Google оказалась абсолютно иной. И вот что любопытно: вторым (после Википедии) в выдаче «Яндекс» оказался сайт www.eda-land.ru на HTTP. В Google я нашёл этот сайт в 4-м десятке.

Сложно ли перейти на HTTPS?

Перевести сайт на HTTPS вовсе не трудно и к тому же не дорого. Стоимость SSL-сертификата для небольшого сайта в 2018 году составляет от 10 до 20 долларов в год. Позволить себе уплатить 1000 рублей может всякий сайтовладелец. Если же приобретаешь сертификат у той же компании, которая предоставляет хостинг, наверняка установку SSL удастся произвести в пару кликов.

Вот только одним лишь переходом на HTTPS не отделаешься. Вебмастеру предстоит решить ещё массу технических вопросов, чтобы сайт заработал как нужно. Прежде всего нужно настроить редиректы. Здесь важно придерживаться ряда правил:

  • Единственная каноническая версия контента. И http://site.com, и http://www.site.com должны вести на https://site.com.
  • Каждый редирект ведёт на каноническую версию контента. Выстраивать длинные цепочки редиректов ни к чему.
  • Редирект является постоянным. То есть отдаёт код 301, а не 302 или 307.

Если «забить» на технические процедуры, то переход на HTTPS принесёт больше вреда, чем пользы.


Плюсы и минусы применения SSL-сертификата

Преимущества SSL таковы:

  • Лояльное отношение пользователей к сайту. Посетитель куда более охотно доверит персональные данные ресурсу, который помечается как «надёжный».
  • Прирост позиций в Google. «Забугорный» поисковик точно принимает в расчёт наличие SSL-сертификата на сайте и за безопасность персональных данных «надбавляет».
  • Не всплывает надоедливая реклама – что особенно часто случается с мобильными версиями сайтов. Реклама негативно влияет на поведенческие факторы.
  • Личные данные пользователей остаются в безопасности. Вас должно это волновать, если у вас, например, интернет-магазин, который собирает платёжную информацию. В случае утечки данных (что маловероятно) отвечать будет продавец SSL-сертификата.

А теперь поговорим о минусах перехода на HTTPS:

  • Произойдёт обрушение трафика. Позиции сайта упадут после перехода на HTTPS. Поисковые системы сперва будут видеть сайт как абсолютно новый. Позиции и трафик восстановятся со временем.
  • Придётся запастись поддержкой опытного вебмастера, который сможет верно настроить редиректы, изменить настройки в Analytics и Search Console, выполнит прочие необходимые технические процедуры. Помощь такого специалиста наверняка обойдётся еще дороже, чем сам сертификат.

Так нужно ли переходить на HTTPS?

Если у вас крупный портал и целый штат талантливых вебмастеров «под боком», раздумывать долго не нужно – конечно, переходите! Рано или поздно это всё равно придётся сделать.

Другое дело – если у вас частный блог, который вы ведёте самостоятельно (как у меня), и среди знакомых ни одного «сэнсея» SEO-науки. Тогда лучше призадумайтесь над тем, где добыть трафик и как раскрутить сайт – а идею перехода на HTTPS отложите на «потом». Не горит.

Важно учитывать и то, на какую поисковую системы вы делаете акцент. Для Google куда важнее тот факт, что сайт безопасен, чем для «Яндекс». Но в любом случае не нужно думать, будто SSL-сертификат даст вашему ресурсу «турбо-ускорение».

 

Как по-вашему, целесообразно ли переходить на HTTPS прямо сейчас? Делитесь своими мнениями в комментариях!

 

No votes yet.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий!

Оставить комментарий