Больше всего боюсь, что однажды со словом «копирайтер» сделают то же самое, что сделали со словом «менеджер». То есть размоют его значение настолько, что им можно будет называть любую бродячую собаку. И так же, как сейчас гардеробщиков называют менеджерами раздевалок, всякого человека, способного сложить из слов сколько-нибудь связный текст, будут кликать копирайтером.
Да, спасибо вам, биржи Advego и Etxt! Из-за вас теперь все и забыли, кто такой копирайтер и чем он занимается. Ну ничего, об этом напомню!
Оглавление
Копирайтер: кто это и чем занимается?
Вот вам описание профессии:
Копирайтер – это человек, способный писать информационные или продающие тексты по требованиям ТЗ заказчика и зарабатывающий на этом деньги.— Что сложного, — можете спросить вы, — в том, чтобы сесть и на скорую руку навалять текст?
— Совершенно ничего, — отвечу я.
— Выходит, можно быстро сделать деньги из ничего? — снова спросите вы.
— Нет. Человек, который так халатно относится к работе по написанию текстов, не имеет права называть себя копирайтером, — брошу я и с обиженной физиономией удалюсь из комнаты.
Мир копирайтеров стоит на 3 «китах»:
- Грамотность.
- Полезность.
- Уникальность.
А значит, ты не можешь зарабатывать письмом, если:
- Плохо владеешь русским языком и в школе не был отличником по этому предмету.
- Работаешь для себя, а не для читателя и не понимаешь, что человек хочет получить от текста. Эгоизм – очень вредная черта для райтера.
- Знаешь только две комбинации клавиш – CTRL+C и CTRL+V.
Слышали утверждение, что копирайтером может стать каждый? Так вот, абсолютная правда. Как каждый может стать инженером-нефтяником, филологом, биологом, космонавтом, эквилибристом и даже шпагоглотателем – то есть завершив обучение. Но если вы думаете, сможете сразу начать строчить выдающегося качества тексты, как из пулемёта, да так, что ваш телефон будет разрываться от сообщений о пополнении баланса карты – вы заблуждаетесь относительно того, чем занимается копирайтер. Вы, вероятно, сможете зарабатывать, штампуя халтурки, но 8-10 тыс. рублей в месяц окажутся вашим пределом.
Обязанности копирайтера
Являясь копирайтером, я не только пишу тексты, но также делают другую работу:
- Оформляю их при помощи иллюстративного материала.
- Размещаю через админку на сайте.
Часто чувствую себя, как индийское божество Шива.
У меня еще не так много обязанностей. Некоторые сайтовладельцы на копирайтеров перекладывают функции штатного редактора (на зарплате которого экономят). Копирайтер занимается следующим:
- Подбирает темы для статей, запросы к ним (то есть составляет контент-план).
- Мониторит отзывы, выполняет роль цензора (то бишь удаляет матершину) и отвечает на вопросы читателей.
- Обновляет имеющийся контент. Это актуально, например, для юридических порталов, поскольку законы постоянно меняются.
- Чистит семантические ядра.
В статье «Копирайтинг 2018: тренды и прогнозы» уже писал: универсальность копирайтера – это актуальный тренд. Универсальность и «многорукость» поможет остаться «на коне» в условиях очень жёсткой конкуренции. Можно, конечно, только тексты строчить, отказаться от дополнительных обязанностей и отвечать заказчикам в духе «картинки не ищу, размещайте сами». Но тогда ваш заработок будет поделён надвое – между вами и контент-менеджером.
Требования к работе копирайтером
Я не поленился полазить в интернете на сайте вакансий HH.ru и нашёл пример требований к профессии. Отмечу, профессия копирайтер — офисная и не самая высокооплачиваемая по меркам Москвы (от 40 тыс. рублей на руки):
Этот перечень уж слишком обширный. Например, навыками фотографа по профессии уж точно не обязательно обладать. Но из этого списка можно выделить пункты, которые присутствуют в любом описании профессии:
- Грамотная устная и письменная речь.
- Компетентность в конкретной теме.
- Способность анализировать контент.
- Умение работать с распространёнными CMS – WordPress, Joomla (в данном списке этого нет).
Почти всегда есть дополнительные требования. В приведённой мною вакансии это навыки обработки графики. В другом случае это может быть, например, знание 1С.
Что нужно для работы на дому?
Требования к копирайтеру на дому куда менее строгие. Сотрудничая с фрилансерами, заказчик рискует по минимуму – можно прекратить сотрудничество в любой момент. Со спецами, входящими в штат, «разобраться» непросто. Поэтому писатели на «удалёнке» востребованы. Даже несмотря на то, что их квалификация зачастую оказывается низкой.
Вы, вероятно, удивитесь, но первое, что нужно для работы «домашнему» копирайтеру – это СМЕЛОСТЬ, как Льву из сказки про Элли.
СМЕЛОСТЬ необходима, чтобы пойти против распространённого мнения, что зарабатывать в интернете невозможно. Наверняка вас станут убеждать «бросить эту ерунду, заняться чем-то серьёзным». Важно «гнуть свою линию» и продолжать совершенствовать навыки письма.
Также понадобятся:
- Грамотная письменная речь.
- Ноутбук или ПК – основной рабочий инструмент.
- Доступ к интернету. Лучше проводной, поскольку беспроводное соединение всё-таки ненадёжно.
- Усидчивость, умение сохранять концентрацию, самоорганизация.
Последний момент чертовски важен. Cобираешься работать копирайтером дома? Тогда запомни это:
Если у тебя нет силы воли и ты не можешь самому себе выставлять план, много не заработаешь и далеко не уйдешь.Суть работы копирайтера
Хорошо, если человек является экспертом в той теме, по которой пишет – например, когда мастер автосервиса ведёт блог об автомобилях. Но это не обязательно, поскольку необходимые знания можно почерпнуть из интернета. Притом писатель несёт ответственность за достоверность предоставляемой им информации. В статью нельзя включать сведения, который «додумал».
Процесс создания статьи можно условно поделить на 5 стадий:
- Поиск источников.
- Ознакомление с исходным материалом.
- Написание текста.
- Вычитка.
- Проверка на SEO-показатели.
Поиск источников
Начинаем с поиска материала. Открываем браузер и вводим в поисковую строку тему, по которой пишем.
Как источники подходят не только другие статьи, но также, например, видео с YouTube, подкасты, интервью. Копирайтеры могут использовать те источники, какие хотят. Главное, чтобы статья отвечала на вопрос, которым задаются пользователи, вводя тот или иной запрос. В качестве материалов не обязательно использовать статьи с первой страницы выдачи. Возьмите вторую. Наверняка информация там окажется менее «заезженной».
Изучение источников
Далее читаем статьи, смотрим видео, слушаем подкасты. Нужно использовать минимум 5 источников – из них внимательно изучить хотя бы 3. Из 2-х остальных можно взять дополнительную информацию. По ходу ознакомления с источниками рекомендую набросать план статьи (подзаголовки h2 и h3).
Написание статьи
После ознакомления с источниками вы наверняка будете полны идей. Начинайте писать своими словами, как изложение в школе. КОПИПАСТ ЗАПРЕЩЁН – К НЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРИБЕГАТЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Подсматривать в источники, разумеется, можно – линейкой по рукам бить никто не станет:)
Знаний, полученных по ходу чтения статей / просмотра видео, достаточно для написания экспертного текста.
Пишем внимательно, без «воды» и проходных предложений. Если предложение можно выбросить и текст не потеряет в информативности, стоит так и сделать. Собственное мнение уместно выражать, только если заказчик просит об этом. Однако большинство требует объективной информации, а не философских измышлений.
Вычитка
Когда текст завершён, нужно произвести его вычитку – внимательно прочесть написанное. На этом этапе устраняются мелкие недочёты, описки, тавтология, лексические повторы.
Проверка показателей SEO
Завершающий шаг — проверить текст на соответствие требованиям заказчика. Этих требований в ТЗ может и не быть, но если они присутствуют, игнорировать их по принципу «и так сойдет» нельзя. Очень важно сделать проверку на уникальность антиплагиатом. Также могут потребовать проверить на водность, заспамленность, тошноту. Об этих SEO-показателях и о методах их измерения я уже писал.
Завершив проверку и устранив недочёты, можно отправлять текст заказчику. Заказчик вправе вернуть текст на доработку при наличии объективных причин:
- вода;
- ошибки (грамматические, пунктуационные, орфографические – любые, в общем);
- несоответствие заявленным требованиям;
- ложная информация;
- недостаточное раскрытие темы.
Исполнитель должен устранить «косяки», которые допустил – разумеется, не требуя доплаты.
Заказчик не вправе возвращать статью на доработку лишь потому, что текст ему не понравился.
Подводим итоги
Давным-давно великий русский романист изрёк убойную фразу:
Потрясающий, надо сказать, лозунг для рынка копирайтинга! Писать должны только те люди, которые не мыслят жизни без этого. Сейчас же, увы, писать начинают по остаточному принципу – это пытаются делать те, которые больше ни на что не способны. Такие люди не прикладывают никаких стараний и усердия. Они «топят» рынок.
Копирайтинг едва ли сделает из тебя второго Толстого, а вот второго Фредерика Бегбедера – вполне. «Столп» современной французской прозы начинал именно с написания продающих текстов в рекламном агентстве – сейчас же снимает фильмы с самим Алексеем Гуськовым. Гарантий, что копирайтинг превратит тебя в литературную звезду, нет, но, проявив старание, ты сможешь добиться по меньшей мере финансовой независимости и (если повезёт) найти работу по душе. Как это случилось со мной.
Ясна ли тебе суть работы копирайтера? Понятно ли тебе, кто такой копирайтер и что он делает? Расскажи в комментариях, какие, по-твоему, функции должны выполнять коммерческие райтеры!
Увы, в России и соседних постсоветских странах очень не развит принцип полного разделения обязанностей между SEO-специалистами, копирайтерами, редакторами и корректорами.
Хорошему копирайтеру не нужен ни корректор, ни редактор. А SEO-специалист — это все же совсем из другой оперы.
Просто спасибо.
Копирайтеры могут входить в штат сотрудников компании, но это скорее исключение, чем правило. Чаще всего копирайтер работает удаленно, и в этом много преимуществ — свободный график, работа в уютной, домашней обстановке.