15 мая 2015 года начал действовать фильтр «Яндекс», названный в честь крошечного сибирского города Минусинск. Введение этого алгоритма стало одним из важных этапов борьбы «Яндекса» за повышение качества выдачи, а выступление г-на Садовского по теме фильтра ещё долго разбирали в SEO-блогах вебмастера, пытавшиеся понять, как же продвигать сайты в новых условиях.
С 2015 года 3683 сайта попали под санкции «Минусинска» – при этом выйти из-под них смогли лишь 687 сайтов. Почти 3000 сайтов так и «почили», пострадав от того, что их владельцы предпочли искать лёгкие пути.
Оглавление
Что такое фильтр «Минусинск» от «Яндекс»?
Объяснение я начну с краткого географического экскурса – расскажу о населённом пункте, который дал алгоритму «Яндекса» название. Ниже спойлер — кликабельный.
Фильтр «Минусинск» — метод борьбы с теми, кому не нравится «режим», установленный «Яндексом». «Яша» много раз отмечал, что считает продвижение с помощью SEO-ссылок противоестественным. С 2015 года ПС начала наказывать тех, кто закупает входящие ссылки «тоннами», рассчитывая таким способом улучшить позиции.
Вот та самая презентация, где Садовский подробно рассказывает, что такое «Минусинск» и с чем его едят:
«Яндекс» «Минусинск» можно рассматривать как эффективное дополнение к знаменитому АГС-фильтру, действующему с 2009 года. АГС карает за исходящие ссылки, «Минусинск» — за входящие. То есть обе стороны, являющиеся участниками продвижения СЕО-ссылками, попадают под санкции.
SEO-ссылка создаётся для обмана поисковой системы и искусственного повышения авторитетности ресурса. Её можно купить на одной из специальных бирж – вроде Sape. В отличие от естественной она не помогает раскрывать тематику страницы полностью и с точки зрения содержания контента является бесполезной.
Как работает алгоритм?
Нет порога количества ссылок в абсолютном выражении, по достижении которого сайт попадал бы под санкции. Важна именно доля в общей ссылочной массе. И это разумно, поскольку нельзя судить одинаково небольшой авторский блог и сайт крупного интернет-магазина с сотнями тысяч страниц.
Для попадания под фильтр закупки должны быть действительно массовыми. Согласно исследованию А. Чекушина «Не так страшен Минусинск», риск попасть под фильтр при наличии 500-1000 SEO-ссылок минимален.
Особенности работы «Минусинска» таковы:
- «Завалить» конкурента, проставив на его сайт кучу некачественных ссылок, не получится – это Садовский уточнил отдельно. Алгоритм проверяет не только акцептора, но и донора. Недобросовестный донор быстренько отправится под АГС.
- Ссылки на поддомены основного домена тоже учитываются. И плюсуются.
- Алгоритму всё равно, кого карать. Под санкции «Яндекса» может попасть сайт с посещаемостью в десятки тысяч уников в день. В свое время от фильтра пострадал, например, крупный ресурс бронирования отелей Ostrovok.ru.
Как проверить, попал ли сайт под «Минусинск»?
Определить, что сайт под «Минусинском», можно по таким симптомам:
- Все запросы просели на 18-20 позиций и выпали из зоны видимости посетителей. К слову, если просел лишь один кластер запросов, а с прочими все в порядке – это не «Минусинск».
- Резко упал трафик по «Яндексу».
- В «Вебмастере» появилось соответствующее уведомление (путь «Диагностика» — «Безопасность и нарушения»).
Проверка на «Минусинск» производится онлайн сервисом XTools. Особых навыков тут не нужно – вводишь УРЛ и ждёшь, когда сервис закончит проверку. Информация о фильтре будет представлена в блоке «Санкции» во вкладке «Основные данные».
Если кружочек напротив пункта «Санкции в «Яндексе» пустой (как в моём случае), санкций нет. Если «горит» красным, наложен фильтр. «Горит» желтым – фильтр пока не наложен, но опасность велика.
Как вывести сайт из-под фильтра «Минусинск»?
Если верить тому, что пишут представители «Яндекс» в блоге, все просто – снимаешь SEO-ссылки и наслаждаешься жизнью. Но вот проблема: сбросить бэклинки – значит, занизить свои позиции в Google. Выходит, нужно искать компромисс.
Есть и другая проблема. Некоторые биржи берут за съём ссылок комиссию в размере 10-20%. Да и процедура эта долгая – может потребоваться до 30 дней.
Николай Хиврин, руководитель ALTWeb Group (MegaIndex), не рекомендует делать резких движений, поскольку считает, что это может привести к ещё более катастрофическим последствиям для сайта. Ресурс просядет по позициям в Google, его поведенческие метрики «захиреют» – потом падение будет уже не остановить.
Подобного мнения придерживаются многие эксперты в SEO. Лучше действовать планомерно – рекомендуется снять сначала только 20% ссылок, наименее качественных. Что нужно делать – по пунктам:
- Выгрузить все бэклинки (можно использовать сервис от Serpstat).
- Проверить ссылки, отделить органические от SEO-шных (можно использовать сервис от MegaIndex).
- Выделить примерно ¼ наименее качественных SEO-ссылок. Почему четверть, когда мы говорили о 20%? Не все бэклинки удастся снять быстро, поэтому закладываем погрешность.
- Убрать управляемые SEO-ссылки – если есть доступы к аккаунтам бирж, где они закупались. Если нет и узнать пароли нельзя – дело дрянь. Придётся разработать шаблон письма с просьбой о снятии «плохих» бэклинков и разослать по e-mail доноров. Вместе с тем доноров придётся «терроризировать» и другими способами (звонками, сообщениями в мессенджеры), поскольку очевидно, что большая часть писем окажется проигнорирована.
- По завершении работ по улучшению ссылочного профиля отписаться в «Вебмастер» «Яндекса» путём нажатия магической УДО-кнопки «Я всё исправил» и начать переписку с Платоном Щукиным.
Опыт SEO-шников, снимавших «Минусинск», показывает, что на вывод сайта из-под санкций «Яндекс» уходит от 2 месяцев.
Дмитрий Севальнев, руководитель SEO-отдела «Пиксель Плюс», знаменитый обнаружением текстового фильтра «Новый», предлагает и другой метод, радикальный – сменить доменное имя и настроить 301-ый редирект без склейки доменов. Тогда новый сайт будет получать трафик старого. Позже нужно снять редирект и убрать первоначальный сайт из сети – чтобы санкции не переползли на новый.
Отмечу, что метод Севальнева уместен, только если бренд к домену жёстко не привязан.
Что делать, чтобы не попасть под «Минусинск»?
Приведём и перечень профилактических мер – правда, здесь всё довольно банально:
- Не покупать ссылки у низкоуровневых доноров – только у проверенных.
- Избегать массовых закупок.
- Улучшать естественную ссылочную массу. Чем больше естественных ссылок, тем ниже риск дойти до критического соотношения и попасть под санкции.
Что до моего опыта, то для своего сайта я ссылки вообще не покупаю – стремлюсь получать только «органику». В этом случае риска попасть под санкции нет. Правда, у подобной тактики есть и оборотная сторона – поток трафика с Google очень слабый.
Заключение
Вот главное, что нужно знать о фильтре «Минусинск»:
- Санкции «Яндекс» накладывает за покупку SEO-ссылок в большом объёме.
- Фильтр очень мощный – у сайта, попавшего под него, почти полностью пропадает трафик. Происходит падение примерно на 20 позиций по всем запросам.
- Чтобы «Яндекс» снял санкции, придётся здорово поработать над оптимизацией ссылочного профиля.
Процедура выхода из-под «Минусинска» крайне болезненная и затратная – поэтому лучше не допускать наложения фильтра на сайт. Помните: если вы покупаете ссылку, то делаете вещь, которую «Яндекс» априори не одобряет – и при этом неважно, насколько качественным является сайт-донор. «Яндекс» призывает всех «играть по правилам» — манипуляторов и «читеров» отправят в Сибирь первым же этапом.
Приходилось ли тебе иметь дело с «Минусинском»? Расскажи, что делал ты, чтобы избавиться от фильтра «Яндекс»!